Понятие «детское благополучие » (child well-being) широко используется в мировой литературе.
Эксперты считают что термин «благополучие» должен охватывать соответствующие возрасту задачи развития, основные события и окружающие условия, которые оказывают влияние на текущее качество жизни, создавая основу здоровья, счастья и успеха ребенка.
Показатели детского благополучия, разработанные разными организациями, включают такие категории, как материальное благополучие семьи, состояние взаимоотношений в семье, со сверстниками, педагогами в образовательных организациях, где ребенок проводит большую часть времени жизни, состояние физического и психического здоровья, а так же -образовательные достижения.
В настоящее время структура и качество семьи существенно изменились по сравнению с классической семьей: мама-папа-дети-дедушки и бабушки, постепенно исчезло из обихода и педагогической литературы понятие «советская семья», которое активно использовалось в педагогической литературе.
Современная российская семья испытывает огромные психологические и социальные трудности, связанные не только с ее материальным положением, но и с социальным статусом в современном российском обществе. Происходит дезориентация родителей по отношению к традиционным семейным ценностям, целям воспитания детей.
Кроме того, родители наблюдают появление непонятных для них «новшеств» в системе образования: многообразие разнообразных учебных программ и учебников, жестких форм контроля за образовательными достижениями школьников - ГИА и ЕГЭ.
Существенно изменилось наполнение учебными предметами учебного плана школы. Так в учебный план начальной школы передвинули иностранный язык, информатику, а сами учебные предметы существенно усложнили, перенеся в них материал, который в прежние годы изучался в средних (5-9-х) классах.
В 5-6-е классы «передвинули» географию, обществознание, ввели так называемую технологию деятельностного подхода, которую учителя плохо понимают и плохо ею владеют, а тем более – родители. Существенным изменениям подвергся учебный предмет «Литература», содержание которого до сих пор обсуждают специалисты словесники и никак не договорятся. А процесс введения ФГОС уже идет в штатном режиме, и дети учатся уже в 6 классе!
Возросла учебная нагрузка на детей, а, следовательно, и на родителей. Порою домашние задания выполняют не дети, а родители! В случае неуспешности ребенка, школа порою предлагает нанимать репетиторов уже для второклассников!
Перегрузка детей в школе, невозможность выполнить задания в срок, бесконечные проверочные работы, тесты, проекты вызывают у детей бессилие, снижение интереса к учебе, а порою - отвращение к школе, конфликты в семье, а иногда (страшно сказать!)- суициды.
Налицо дополнительные факторы неблагополучия российской семьи. Родители обвиняют школу в некомпетентности, школа обижается и обвиняет семью в отсутствии внимания к ребенку.
Кто поможет семье? Кто поможет педагогам школы в работе с новой семьей, новыми образовательными стандартами? Кто поможет неуспешному ребенку и обеспечит его благополучие?
Новосибирский институт мониторинга и развития образования (НИМРО) совместно с Институтом социальных технологий и реабилитации Новосибирского государственного технического университета в рамках программы «Крепкая семья. Крепкое село. Крепкая Россия» и реализации мероприятий по поддержке школ, функционирующих в сложных социальных условиях, начинают серию практических семинаров для педагогических работников и родителей по разрешению проблем семьи, детей и школы.
Пройдёт обучение и консультирование педагогических работников технологии оценки и коррекции проблем поведения детей. Будут проведены тренинги по повышению родительской компетентности.
«Есть контакт»: тренинг для родителей детей с проблемами поведения был проведен 15 марта 2017 года Александрой Владимировной Варшал, научным сотрудником лаборатории аффективной, когнитивной и трансляционной нейронауки (сектор развития индивидуальности и приспособления детей и подростков) Института физиологии и фундаментальной медицины.
Все материалы и авторская методика выставлены на сайте НИМРО, в разделе «Профессиональное развитие/Учимся вместе».
С.В. Павлючик,
член Общественного совета при минобрнауки Новосибирской области,
эксперт региональной общественной организации
«Ассоциация независимых экспертов в сфере образования»