Описание

В круглом столе приняли участие председатель и заместитель председателя Общественного совета при министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Надежда Вавилина и Татьяна Чепель.

Т. Чепель в своем выступлении акцентировала внимание на воспитательном потенциале системы образования в решении задач семейной и демографической политики.

Как отметила Т. Чепель, «выступления всех экспертов приводят к мыслям о том, что вопросы и решения в столь деликатной сфере как демографическая политика, находятся в сложных и неоднозначных взаимосвязях: спехи медицины в области родовспоможения и перинатальной помощи ведут к увеличению в детской популяции детей с проблемным развитием и трудностями в обучении в будущем, а усиление финансовой помощи социально-неблагополучным семьям может увеличивать количество подростков с признаками социального иждивенчества, а улучшение демографической ситуации за счет мигрантов трудоспособного возраста ведет к увеличению количества детей-мигрантов со всеми присущими им сложностями социализации».

Эксперт акцентировала внимание на огромной роли системы образования, педагогических работников в решении проблем демографии.

«Очевидно, что образование позволяет мамам и папам спокойно работать, обеспечивать семейный бюджет, делать карьеру и развивать экономику области, а также рожать вторых и последующих детей за счет возможностей дошкольного образования, расширения работы школ полного дня, развития дополнительного образования детей», — подчеркнула Т. Чепель.

Однако, по словам зампреда Общественного совета, «сегодня семей, нуждающихся в образовательных услугах пока больше, чем возможностей, которые может предложить система образования».

Т. Чепель особо выделила проблему повышения профессиональной мотивации и уровня квалификации воспитателей детских садов, в частности в отношении предоставления специфических условий дошкольного образования для маленьких детей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья.

Также Татьяна Леонидовна заявила, что «задача поддержки семьи в ее воспитательной функции решается, прежде всего, посредством укрепления партнерских отношений семьи и школы». По ее словам «в 2016 году в системе образования сделано немало: успешно развивается практика государственно-общественного управления образованием, создано Областное родительское собрание, практикуются встречи представителей министерства образования и заинтересованных родительских сообществ, ежемесячно проводятся в режиме видеоконференции психолого-педагогические консультации по сложным вопросам семейного воспитания для родителей, многие школы и детские сады реализуют интересные программы и технологии работы с родителями, Общественный совет при минобре проводит независимую оценку качества условий образования, широко используя опросы родителей на предмет их удовлетворенности — и открыто публикует результаты».

При этом Т. Чепель обратила внимание на ряд проблем, которые предстоит решить в будущем. Это «…отношения между родителями и педагогами, между семьей и школой в целом ряде образовательных учреждений остаются формальными, дистанцированными, а порой просто конфликтными. Очевидно, что педагоги и руководители образовательных организаций не всегда владеют эффективными методами построения конструктивных отношений с современными папами и мамами, не могут отойти от практики воздействия на семью к практике сотрудничества».

«Образование напрямую призвано решать такую важную демографическую задачу, как формирование ценностей семьи и моделей ответственного отцовства и материнства у будущих родителей, — подчеркнула Татьяна Леонидовна. — Это очень сложно для педагогов — в мире, где происходит мощное размывание традиционных ценностей, где множество детей воспитываются в кризисных, проблемных или неполных семьях, получая с детства негативный опыт семейной жизни».

Эксперт подчеркнула, что «принятие Стратегии развития воспитания в Российской Федерации и в Новосибирской области предъявляет более высокие требования ко всем педагогам в отношении духовно-нравственного воспитания детей и подростков, в том числе воспитания уважения к роду, к семье, к авторитету родителей».

«Чрезвычайно важная задача поддержки современной семьи — организация образования для детей с особенными потребностями: для талантливых и одаренных школьников, для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, для детей из трудных жизненных ситуаций, для детей-мигрантов», — заявила Т. Чепель. «В области реализуется программа «Доступная среда», проект по инклюзивному образованию, введено бесплатное двухразовое питание в школе для детей с ОВЗ, расширяется сеть специализированных классов для одаренных и классов инженерной направленности: всем этим может гордиться образовательная система Новосибирской области». Однако, по словам Татьяны Чепель, в решении этой задачи есть пока трудности и проблемы:
• в 18 муниципальных образованиях региона отсутствуют постоянно работающие психолого-медико-педагогические комиссии — без них невозможно качественно организовать обучение особенных детей;
• только в половине школ и детских садов есть необходимые для сопровождения образования особенных детей специалисты (психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги);
• многие школы и детские сады, не входящие в региональный проект, формально разворачивают инклюзивную практику, что таит в себе множество рисков и уже сегодня вызывает нарекания родителей и трудности у педагогов;
• не до конца решен вопрос с утверждением повышенных нормативов финансирования образовательных программ разных групп детей с ОВЗ.

Т. Чепель особо отметила, что «существенно повысить воспитательный потенциал системы образования в отношении семейной и демографической политики возможно посредством развития психологической Службы в системе образования. При необходимом развитии эта Служба позволит решать уже названные и другие острые проблемы: профилактика суицидального и аддиктивного поведения подростков, помощь родителям справляться с трудностями семейного воспитания непростых современных детей и, безусловно — профессионально и квалифицированно вести работу по формированию ценностей семьи и освоению подростками позитивных моделей семейной жизни, по воспитанию психологической культуры будущих родителей».